Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Дата: 25 ноября 2022 в 16:09

Предупреждение правонарушений в быту

Проблема насилия в семье не теряет своей актуальности. Ежегодно жителями нашей страны в отношении своих близких совершается более 2,5 тыс. преступлений, в том числе свыше 100 убийств и порядка 200 умышленных причинений тяжких телесных повреждений. Еще более значителен массив административных правонарушений, совершенных в отношении членов семьи, количество которых превышает 50 тыс. При этом каждый месяц в органы внутренних дел поступает свыше 10 тыс. сообщений о таких фактах, разбирательство по большинству из которых не влечет какого-либо наказания агрессора либо принятия иных превентивных мер воздействия в связи с примирением сторон.

Институционально вопросы противодействия насилию в семье аккумулированы, прежде всего, в Законе Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон о профилактике). Именно в этом правовом акте приводится понятие насилия в семье. Под таковым понимается умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Из данного понятия следует, что обязательным признаком насилия в семье является его совершение членом семьи по отношению к другому члену семьи. Содержание последнего Закон о профилактике раскрывает через близких родственников, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан, проживающих совместно с гражданином и ведущих с ним общее хозяйство.

Ключевым инструментом в профилактике семейного насилия является институт защитного предписания. В статье 31 Закона о профилактике он определен как установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Особенностью защитного предписания является его преюдициональность: его принятию предшествует вынесение постановления о наложении административного взыскания за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, оскорбление, мелкое хулиганство, совершенные по отношению к члену семьи. При этом сам факт привлечения к административной ответственности не является самостоятельным основанием для вынесения защитного предписания. Для его вынесения требуется, чтобы лицо, совершившее насилие в отношении члена семьи, уже было подвергнуто официальному предупреждению (в течение одного года) либо поставлено на профилактический учет.

Защитное предписание – это письменный документ руководителя органа внутренних дел или его заместителя, составляемый в пределах трех дней с момента получения постановления о наложении административного взыскания. В нем содержится ряд ограничений, направленных на предотвращение физического контакта агрессора и жертвы семейного насилия:

предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;

посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей. Оно вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

В двухдневный срок со дня вынесения защитного предписания его копия направляется соответствующему прокурору, вручается под роспись совершеннолетнему гражданину, пострадавшему от насилия в семье, а также направляется в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган для информации и при необходимости проведения профилактических мероприятий по предупреждению насилия в семье.

Запреты и ограничения, обусловленные вынесением защитного предписания, устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено. Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению соответствующего совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье.

Помимо защитного предписания в отношении лица, совершившего насилие в семье, также предусмотрены иные меры профилактики. К таковым, например, относятся официальное предупреждение и профилактический учет.

Официальное предупреждение состоит в письменном разъяснении гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторного совершения им аналогичных деликтов. Оно выносится в отношении гражданина:

привлеченного к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, оскорбление, мелкое хулиганство, совершенные по отношению к члену семьи;

по которому принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу вследствие акта амнистии либо за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения,либо об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьями 140, 141, 143, 145, 146, 148 - 154, 166 - 171-1, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь* (далее – УК);

если получены сведения о совершении деяний, которые могут причинить вред правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

*140 ”Убийство матерью новорожденного ребенка“;

141 ”Убийство, совершенное в состоянии аффекта“,

143 ”Убийство при превышении пределов необходимой обороны“,

145 ”Доведение до самоубийства“,

146 ”Склонение к самоубийству“,

148 ”Умышленное лишение профессиональной трудоспособности“,

149 ”Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения“,

150 ”Умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в состоянии аффекта“,

151 ”Умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление“,

152 ”Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны“,

153 ”Умышленное причинение легкого телесного повреждения“,

154 ”Истязание“,

166 ”Изнасилование“,

167 ”Насильственные действия сексуального характера“,

168 ”Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста“,

169 ”Развратные действия“,

170 ”Понуждение к действиям сексуального характера“,

171 ”Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией“,

171-1 ”Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией“,

183 ”Незаконное лишение свободы“,

186 ”Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества“,

189 ”Оскорбление“.

Руководитель органа внутренних дел в течение десяти дней после получения вступившего в законную силу постановления о наложении административного взыскания, постановления, определения суда, постановления органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, либо об освобождении от уголовной ответственности, выносит гражданам официальное предупреждение.

Должностное лицо органа внутренних дел объявляет официальное предупреждение гражданину, в отношении которого оно вынесено, вручает ему копию официального предупреждения и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные Законом о профилактике.

Профилактический учет представляет собой наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Профилактический учет применяется в случае, когда лицо, которому объявлено официальное предупреждение, привлекается повторно в течение года к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, оскорбление, мелкое хулиганство.

Согласно статье 29 Закона о профилактике, решение об осуществлении профилактического учета принимается руководителем субъекта профилактики правонарушений или его заместителем в течение десяти дней после получения вступившего в законную силу постановления о привлечении гражданина к административной ответственности или получения сведений о совершении деяний, которые могут вред правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления. Решение об осуществлении профилактического учета вступает в силу с момента вручения гражданину, в отношении которого оно принято, копии этого решения. В день вступления в силу решения об осуществлении профилактического учета субъектом профилактики правонарушений заводится профилактическое дело.

Должностное лицо органа внутренних дел:

посещает гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом субъекта профилактики правонарушений, один раз в течение месяца, если иная периодичность посещения не определена руководителем субъекта профилактики правонарушений или его заместителем;

определяет место и время проведения профилактических мероприятий, обеспечивает участие в них гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, прибывает по вызову должностного лица органа внутренних дел.

Профилактические мероприятия проводятся на постоянной основе. Их периодичность установлена один раз в месяц. При этом руководитель субъекта профилактики правонарушений или его заместитель вправе определить иную периодичность. Мероприятия проводятся в форме лекций, демонстрации фильмов профилактической направленности, в том числе о рассмотрении уголовных дел, гражданских дел о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, направлении в лечебно-трудовой профилакторий, рассмотрении дел об административных правонарушениях. Продолжительность профилактического мероприятия не превышает одного часа.

По общему правилу, осуществление профилактического учета граждан прекращается по истечении одного года со дня принятия решения о его осуществлении. В ряде случаев, перечисленных в статье 30 Закона о профилактике, прекращение профилактического учета может быть прекращено в специальном порядке.

В Законе о профилактике определены механизмы координации по определенным направлениям, в том числе в сфере предупреждения семейного насилия. Так, в соответствии со статьей 17 этого Закона:

местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия;

местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, организуют деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам профилактики насилия в семье;

органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания, иными государственными организациями, их структурными подразделениями, оказывающими социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, государственными организациями здравоохранения, учреждениями образования, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда, в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по выявлению фактов насилия в семье;

государственные организации здравоохранения уведомляют других субъектов профилактики правонарушений согласно их компетенции о ставших известных им при оказании медицинской помощи фактах семейного насилия.

Частью 2 статьи 10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена ответственность за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания.

Комплекс мероприятий по совершенствованию практической деятельности в сфере противодействия насилию в семье также предусмотрен:

Национальным планом действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021 – 2025 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2021 г. № 793 (далее – Национальный план). Ответственными исполнителями мероприятий, предусмотренных Национальным планом, являются различные республиканские органы государственного управления, Генеральная прокуратура, местные исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения, международные организации. Функции по координации и контролю за ходом реализации Национального плана возложены на Министерство труда и социальной защиты.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.